Четыре особенности развития эмоционального интеллекта в России: секреты EQ для загадочной русской души
Если вы спросите иностранца, что он может сказать об эмоциональности русских людей, вам скажут что-то вроде: “Русские — суровые ребята, но с широкой душой”. Почему мы производим впечатление суровости? В основном потому, что у нас просто не принято показывать свои эмоции.
Эмоции для наших людей — сфера глубоко личная. Нас с детства учат сдерживать эмоции, подавлять их на людях и не выносить открыто на всеобщее обозрение. Выражения из серии “Мальчики не плачут, а девочки не злятся” внушают с ранних лет. И если во взрослом возрасте мужчина проявляет свою слабость на людях, даже перед родными, это считается чем-то неприличным.
-
Какие особенности развития эмоционального интеллекта характерны для России
-
Какие модели развития эмоционального интеллекта нам подходят и не подходят?
-
Как скорректировать развитие навыков эмоционального интеллекта с учетом этих особенностей
-
Что будет вам мешать и составлять главную проблему при развитии эмоционального интеллекта
1. Особенности развития эмоционального интеллекта для России
Нам сложнее демонстрировать позитивные эмоции.
На самом деле искренняя настоящая улыбка дает очень приятные ощущения сама по себе. Она обеспечивает вам хорошее настроение и очень сильно помогает выстраивать коммуникацию с вашим окружением. Эмоция радости во многом для того и существует в природе человека, чтобы нам было проще договариваться с другими людьми. Ее можно и нужно учиться чаще испытывать и демонстрировать.
Мы не привыкли к понятию обратная связь.
Любая критика представляет самое форму атаки на наше внутреннее я. Человек будет сопротивляться атаке и любым вещам, которые будут в ней содержаться.
Вместе с тем, ошибки, промахи и даже полные провалы — абсолютно нормальная и полезная часть жизни. Не ошибается тот, кто ничего не делает. В любой сфере жизни, в любой области карьеры, за которую вы возьметесь всерьез, вас и всех, с кем вы взаимодействуете, ждут сотни ошибок.
Чем раньше вы научитесь работать с обратной связью — выдавать и получать ее в корректной форме, в которой она может быть применима для развития — тем проще вам будет двигаться к своим целям.
Нас с детства учили не высовываться
В русском коде признание должно найти вас само. “Никогда ничего не просите”. Помните откуда цитата? Мастер и Маргарита.
Интересно, что не просить принято за себя. Нам очень легко попросить за другого человека несправедливо обиженного. Пойти к начальнику, отстаивать другого сотрудника, убеждая, что он достойный и молодец. Но когда дело касается нас, не хватает сил попросить ту же прибавку к зарплате.
Высовываться — плохо, хвалить себя — плохо. Все это мыслительные привычки, которые в реальной жизни не работают на достижение ваших целей. Потому что очень часто то, как ты поработал, и то, что ты сделал, не так важно — важно как ты сумел об этом рассказать. Никакой успех и признание сами не приходят. Это справедливо и для карьеры, и для личной жизни.
У нас популярен культ несчастного человека.
Двое разговаривают, если на вопрос “Как дела?” отвечать “Да у меня все отлично, зашибись, супер” — можно прослыть неприятным и неискренним человеком.
Зато если жаловаться “Да вот это и это не так” — сразу и расположения больше. Не удивительно, что многие у нас выбирают позицию жертвы, хотя с точки зрения развития и самореализации — эта позиция крайне неэффективная.
Эффективны те эмоциональной реакции, которые позволяют прожить ситуацию, но не залипать. Если вам плохо — погрустить, прожить эту эмоцию. Если хорошо — порадоваться и поделиться радостью. А потом идти дальше.
2. Какие модели развития эмоционального интеллекта нам подходят?
Сейчас в мире официально признаны три модели развития EQ. Первую из них предложили отцы-основатели из Йельского университета: Майер, Саловей и Карузо. Они разбили все компетенции EQ на 4 группы.
Группа 1. Восприятие эмоций — сюда относится, как способность идентифицировать свои эмоции, так и распознавать их у других людей по выражению лица, голосу, невербальным жестам.
Группа 2. Применение эмоций для мотивации — способность направлять свои эмоциональные реакции, активируя мыслительный процесс и творчество.
Группа 3. Понимание эмоций — осведомленность о причинах и следствиях возникновения каждой эмоции, способность отследить их зарождение и переход от одной к другой, разложить сложное чувство на эмоциональные компоненты.
Группа 4. Управление эмоциями — способность направлять свои эмоции и эмоции других людей для решения прикладных задач, принятия взвешенных решений, обдуманных действий и поступков.
Какая модель лучше подойдет вам? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать,что модель EQ — это список компетенций, сгруппированных в определенную систему блоков. Если бы была одна универсальная модель из универсальных блоков, которая однозначно работала бы во всех случаях, как законы физики или законы химии, именно ее бы все и использовали.
Например, все врачи мира знают, что существуют 4 группы крови и нет никаких других вариантов. По поводу EQ ученые пока не пришли к такому же четкому пониманию и не могут ответить, какая модель лучше. К этому стремятся, проводят исследования, изучают, но к единой версии пока не пришли.
А раз так, каждый человек пока что сам должен для себя выбирать подходящую модель, отталкиваться от своих целей. Берите лучшее из каждой модели — то, что подходит лично вам. И не забывайте учитывать особенности той среды, в которой вы выросли. Мы в Школе Эмоционального интеллекта Олега Калиничева применяем модель, которая состоит из четырех блоков компетенций EQ:
Блок 1. Понимание своих эмоций
Блок 2. Управление своими эмоциями
Блок 3. Понимание эмоций других
Блок 4. Управление отношениями
Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок?
3.Развитие навыков эмоционального интеллекта с учетом менталитета
Блок 1. Понимание своих эмоций. Компетенция: Ассертивность и уверенность.
Всем мальчикам и девочкам, которых учили не высовываться, нужно выучить понятие — ассертивность. Ассертивность — это способность уверенно, но спокойно отстаивать свои цели.
Муж с женой пришли в магазин в рабочее время, а там написано: “Переучет. Закрыто”. Муж говорит: “Ну, закрыто и ладно, потом придем”. А его хабалистая жена реагирует по-другому: “Что значит закрыто? Не имеете права! Я сейчас тут всем устрою переучет”.
Это две классические крайности — один пассивный, другая — агрессивная. Обе не позволяют людям нормально общаться и закрывать свои потребности. Потому что один самоустраняется, а у второй такой уровень агрессии включается, что с ней каши не сваришь. Ассертивность — это подход посередине. Способ не впадать в крайности, а сбалансированно, но твердо отстаивать свой интерес.
Блок 2. Управление своими эмоциями. Компетенция: Открытость и честность.
Для того, чтобы перейти от понятия конструктивная критика к нормальной обратной связи, нужны два навыка из компетенция EQ Открытость и честность.
Первый — научиться открыто признавать свои промахи и ошибки, которых у вас будет масса в любом деле и в любых отношениях. Ошибки очень полезны. Если вы долго не ошибаетесь, вы ничему новому и не научитесь. После то, как вы признаете свое право на ошибку, обучение будет меньше сопровождается эмоцией страха и больше эмоцией удивления.
Второй навык — правильно давать обратную связь. Все остальные люди, с которыми вы работаете и взаимодействуете, тоже ошибаются. И их право на ошибку нужно спокойно признавать, как и свое собственное. Если вы заметили ошибки или, наоборот, заметили сверхотличное выполнение каких-то обязанностей, об этом нужно сказать в виде честной и спокойной обратной связи.
Блок 3. Понимание эмоций других людей. Компетенция: Эмпатия.
С эмпатией в России все хорошо — мы умеем сопереживать и вникать в проблемы другого человека. Но иногда эта наша способность выходит за грань полезной реакции.
В первом случае — это несчастные, которым мы так сильно сочувствуем, что лишаем их способности выйти из жалости к себе и заняться, наконец, чем-то полезным. Пожалеть и вникнуть в проблему — одно дело. Долго потакать человеку с позицией жертвы — значит, мешать его развитию и выходу в более конструктивные состояния.
Другая крайность — сразу переходить к советам. Советовать в нашей стране очень любят, мы даже назывались раньше Страной Советов. Приходит женщина домой, рассказывает, какой у нее был тяжелый день на работе и как с ней несправедливо поступили. Что делает муж? Начинает советовать: “Ты там пойди с ними так-то поговори, или, хочешь, я могу приехать поговорить”
Он сразу предлагает решение, не понимая, что женщина все лишь хотела в этот момент пожаловаться, чтобы ее по голове погладили, чмокнули, и на этом история бы закончилась. Иногда нужно просто выслушать и этого будет достаточно. Эмпатическое выслушивание другого человека и советы — это две принципиально разные реакции.
Блок 4. Управление отношениями. Компетенция: Коммуникация.
Позитивные эмоции даны нам, в том числе, для того, чтобы облегчить коммуникацию с другими людьми. Поэтому во многих западных и восточных культурах выражение дежурной улыбки является нормой общения.
Конечно, американский подход к улыбке — знаменитая Panam Smile, улыбка, которая не несет в себе настоящей искренности — для русских воспринимается странно. В ней нет ценности, и она скорее вызывает настороженность, чем симпатию. Но учиться улыбаться чуть больше и чуть чаще во время коммуникаций с другими людьми нам не помешает.
Само по себе выражение улыбки разряжает обстановку между людьми и оставляет более приятные впечатления от общения. Этот простой навык поможет чувствовать себя лучше и создавать больше полезных связей, чем традиционная выражение суровости на лице.
Хотите принять участие в Telegram-Марафоне EQ? Получите доступ к первым урокам за 1 р.
4. Главная проблема при развитии эмоционального интеллекта в России.
Главное препятствие, которое вы встретите на пути развития эмоционального интеллекта — отсутствие среды, которая активно вас в этом поддерживает. У нас почти нет таких мест, где ценность EQ однозначно признается и все способствует его развитию.
В детстве это одни проблемы. Во взрослой жизни на работе вас встретит административно-командная система компаний, где необходимость подчиняться уже считается достаточным фактором высокой мотивации.
Там, где у западного человека есть психологи, коучи, наставники и привычка платить специалистам, которые разбирают эмоции и эмоциональные ситуации из жизни — у россиян есть друзья, которые выполняют функцию домашнего психолога добровольно, как умеют. Могут как-то выслушать, пожалеть и что-то посоветовать.
Своим образованием и развитием в сфере эмоционального интеллекта в России нужно заниматься самостоятельно. Но если вы начнете это делать, вы увидите изменения в жизни очень быстро. Потому что список плюсов высокого уровня развития эмоционального интеллекта огромен: от более крепкого здоровья и отсутствия психосоматических расстройств до высокой эффективности на работе и в личных отношениях.
EQ-коучинг
Олега Калиничева
формирование эмоционального интеллекта с ощутимым результатом уже через 1 месяц
Перейти на страницу курса