Как развивать эмпатию и почему это выгодно?
На тему эмпатии существует много заблуждений. Самое популярное из них: в эмпатии вам нужно быть 100% ориентированным на другого человека — чувствовать его эмоции, как свои, проявлять сострадание и любовь, помогать выйти из негативных состояний.
Ошибка в том, что в правильном проявлении эмпатии вы должны направлять свою любовь, доброту и сострадание в первую очередь на себя, а потом уже на других. Если к себе относишься плохо и не сострадательно, ставишь интересы другого человека важнее своих — это огромная проблема.
Человек, неверно проявляющий эмпатию, эмоционально выгорает сам и старается привязывать свой объект, блокировать его попытки проявить самостоятельность. Он начинают довлеть и доминировать, а эмпатия превращается в созависимость.
Постулат следующий: “Если вы хотите быть более успешными в карьере и в отношениях, больше зарабатывать,лучше выстраивать партнерские отношения в бизнесе, в переговорах лучше убеждать — тренируйте навыки эмпатии. Но эмпатии правильной, без всяких жертв”.
Это очень важный навык для жизни в мире людей, где нам приходится постоянно учитывать чужие интересы. Чего не получают люди без эмпатии:
- Не могут подобрать ключики к другим людям
- Сложно выстраивать личные отношения
- Сложно быть руководителем и вовлекать других в общую проблему
- Хуже получается конкурировать за внимание нужных людей ( как на работе, так и в личной жизни)
Если вы хотите прокачать этот навык эмоционального интеллекта, нужно разобраться, что и как вам нужно развивать.
Виды эмпатии и их преимущества
Для того, чтобы лучше понять, правильную эмпатию, которая пригодится вам на работе и в жизни, нужно разделить понятия. Пол Экман предложил разделить эмпатию на 3 вида:
✅КОГНИТИВНАЯ: умом понимать эмоции другого.⠀
✅ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ: сопереживать и чувствовать эмоции другого.
✅АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ: помогать другому, иногда даже в ущерб себе.
Из этой тройки полезными для жизни видами эмпатии являются первая и вторая.
Когнитивная эмпатия — нейтральная эмпатия, в которой ваши чувства не задеты. Это эмпатия головой.Такой эмпатией пользуются харизматичные лидеры, предприниматели, управленцы, продавцы, которым нужно понимать эмоции других в бизнес- целях. Более того, навыками когнитивной эмпатии прекрасно владеют не только люди эмоциональные, но и психопаты/нарциссы/социопаты, которые сами не испытывают глубоких эмоций, но различают нюансы в других.
Эмоциональная эмпатия — эмпатия близких отношений, которую полезно проявлять с самыми значимыми друзьями (не всеми подряд), родственниками, партнерами в романтических отношениях, детьми. Если первый вид эмпатии в большей степени пригодится вам на работе и в бизнесе, где достаточно только понимания, второй больше нужен для создания комфортного близкого круга и прочных отношений в нем.
Преимущества когнитивной и эмоциональной эмпатии
Какие бонусы в жизни дадут вам навыки когнитивной и эмоциональной эмпатии. Вот лишь неполный список:⠀
1.Лучше понимаешь других людей, их мотивацию
2.Лучше подбираешь способы общения и ключики к разным людям
3.В переговорах лучше подбираешь аргументы, убеждаешь
4.В семье лучше строишь отношения с теми, кто тебе важен.
5.В паре лучше делаешь калибровку по интересам
6.В партнерстве лучше находишь выгоды обеих сторон
7.В дебатах лучше приводишь аргументы
8.В продажах лучше работаешь с возражениями
9.В карьере лучше подбираешь инструменты влияния на коллег
10.В дружбе лучше устанавливаешь доверие
11.В значимых отношениях формируешь "эмоциональный счет в банке"
12.В маркетинге лучше понимаешь, что нужно целевой аудитории
С чего начать развитие правильной эмпатии?
Начните с того, чтобы отбросить старое представление и заново научиться навыку эмпатии, сразу же следуя правильным сценариям. Не ставьте себя выше других людей в этом процессе, никого не жалейте и не пытайтесь облагодетельствовать. Позиция для эмпатии: “Другой человек испытывает какие-то эмоции, он имеет на них право. Я могу их понять и сделать нам обоим лучше в каком-то вопросе: рабочем, личном, любовном, деловом.”
1. Называйте вслух эмоции собеседника
Если вы ведете какие-то переговоры или просто разговариваете с другом, слышите, что он не вовлечен, о чем-то переживает, или злится, возьмите за практику брать паузу и называть его эмоцию вслух. Например, можно сказать: “Я понимаю, ты чувствуешь сейчас вот это..” Это хорошая тренировка способности понимать эмоцию другого человека и то, как она влияет на ход вашего общения.
2.Предполагайте причины возникновения эмоций
Далее нужно предположить причину,которая вызвала у него эту эмоцию. Например: “Да, я понимаю, что ты чувствуешь тревогу за ребенка, который сейчас сдает экзамен, потому что ты беспокоишься о его будущем”. Это работает магическим образом. Человек расслабляется, начинает слушать вас внимательнее. Потому что когда вы проговариваете эмоциональный процесс, вы выгружаете его из подсознания в уровень осознанности. А эмоция которую проговорили и вывели в когнитивный процесс, теряет свою силу.
3. Формируйте “эмоциональный банковский счет”
Регулярно проявляя эмпатию, вы сформируете необходимый уровень доверия к себе. Эмоциональный банковский счет между вами и другими людьми все время меняется: если негативных больше, то он уменьшается, а больше увеличивается. Как его формировать целенаправленно? Говорить комплименты, проживать совместно веселые и грустные моменты, регулярно проявлять эмпатию, чтобы другой человек почувствовал, что его поняли и услышали. Это путь к крепким связям в деловой и личной жизни.
Хотите освоить навыки когнитивной и эмоциональной эмпатии за 30 дней?
EQ-коучинг
Олега Калиничева
формирование эмоционального интеллекта с ощутимым результатом уже через 1 месяц
Перейти на страницу курса