Как выглядят эмоции на лице человека?
В общении друг с другом мы определяем эмоции собеседника по 6 каналам коммуникации. Самым важным из них является лицо — единственный канал, способный достоверно показать эмоцию человека на данный момент.
Голос является вторым по надежности после лица. Но мы слышим наш голос и можем модулировать его звучание, не давая эмоциям проявиться. Жесты с эмоциями связаны слабо. А другие каналы тем более сложно верифицировать однозначно.
Если вы хотите достоверно понимать эмоции другого человека, вам нужно уметь наводить резкость именно на лицо. Хорошая новость в том что у нас есть 7 эмоций, которые на лице отражаются достоверно и однозначно. Благодаря Полу Экману мы знаем, какие это эмоции.
Выражение эмоций на лице человека: 7 базовых эмоций
Доктор Пол Экман доказал, что существуют универсальные эмоции, которые у всех людей в мире отражаются на лице одинаково. Эти эмоции не связаны с социальным научением или копированием друг друга, они являются врожденными. Что он сделал?
В 1967 году расовая сегрегация в Америке только зарождалась. Сложно было представить, что кто-то может заявить публично, что у белого менеджера с Манхэттена те же эмоции что у черного рабочего из доков.
Пол Экман взял набор фото с эмоциями на лице людей и поехал по всему миру: показывал их в разных странах, от Европы до Африки. Везде он спрашивал: “Какую эмоцию вы видите”.
Так он выделил 5 эмоций (а потом добавил еще 6-ю и 7-ю) — их люди узнавали в любой точке мира, вне зависимости от места рождения, воспитания и образования.
У Экмана и его подхода были критики. Например, известная антрополог Маргарет Милл доказывала, что эмоциям мы научились от родителей.
Тогда Экман поехал в Папуа Новую Гвинею, где среди племен первобытных папуасов, которые белых не видели никогда, он показал фотографии белых — и те самые 5 эмоций папуасы определили точно. Среди них радость, печаль, страх, гнев и отвращение.
Позже к ним добавились удивление и презрение. Но папуасы удивление определяли плохо, не отличали от страха. Презрение — последняя эмоция из базовых, которая появилась в эволюции, и до Папуа она еще не дошла.
Эмоции на лице человека: почему мы их скрываем
Каждая эмоция возникает в ответ на триггер. И каждая эмоция выполняет свою функцию. Гнев — бороться за себя, преодолевая препятствия. Страх — сохранять жизнь, избегая угроз. Печаль — переживать утрату, отпуская потерянное.
Ценность наблюдения за эмоциями другого человека: увидеть на лице те эмоции, которые человек еще сам толком не осознает. А эмоция уже прорывается. Человек сознательно или бессознательно не хочет чтобы эмоция была большая и заметная.
Таким образом, анализируя лицо человека, вы получаете доступ в его тайный сад. Доступ к информации, которой человек не планировал делиться. К информации, которая для внешнего наблюдателя сознательно или подсознательно не предназначалась.
На этой основе построен сериал Обмани меня. И замечать микровыражения не так уж и сложно — нужна только практика.
Одна из гипотез, почему у нас нет врожденного навыка замечать микровыражения на лице, но этот навык легко тренируется — потому что микровыражения связаны с ложью. А чтобы существовать в обществе нам лучше не знать, когда нам врут.
Хотите рассчитать стоимость корпоративного тренинга по эмоциональному интеллекту для вашей компании?
Когда полезно считывать эмоции на лице?
Если мы слишком часто будем уличать друг друга во лжи, общение будет неконструктивно. Но в некоторых случаях этот навык полезен и даже неотъемлем. В каких например?
1.Бизнес переговоры, когда нужно отличать скрытые мотивы от реально озвучиваемых, видеть факты за утверждениями и понимать, стоит ли вписаться в партнерство.
2.Подростки, когда нужно не нарушая личного пространства и не копаясь в вещах или переписке быть уверенным, что ребенку ничего не угрожает и он не вписался в плохую компанию.
3.Офисные манипуляции, когда нужно понять реальную расстановку сил и интересов между начальниками, коллегами и подчиненными, отстаивая и продвигая нужные для себя решения
4.Свидания, когда нужно оценить благонадежность кандидата или кандидатки, заранее зная что большая часть сказанной информации сказал для того, чтобы понравится и следовательно приукрашена.
5.В практике психологов и коучей, когда нужно понимать искренние и ложные утверждения клиента, о чего зависит его же результаты и эффективность коуч-сопровождения или терапии.
EQ-коучинг
Олега Калиничева
формирование эмоционального интеллекта с ощутимым результатом уже через 1 месяц
Перейти на страницу курса