Прикладной поведенческий анализ для чтения по лицам
Мы не можем прочитать мысли человека (если только у вас нет миелофона), потому что мысли беззвучны. Они ничем себя не выдают. А вот у эмоций есть сигналы, которые натренированный человек может прочесть. Иногда бывает даже так, что можно узнать про чувства, о которых даже сам собеседник не в курсе.
Я думаю, многие сталкивались с ситуацией, когда собеседник явно начинает раздражаться, лицо наливается краской, но он сам не замечает этого, пока вы ему не скажете: «Чего ты злишься?». В ответ услышите крик: «Я не злюсь, я абсолютно спокоен!».
Крик или красное лицо – это макро-эмоция, заметная каждому. Но если собеседник - человек не слишком эмоциональный, или хорошо умеет контролировать себя, то он не покажет так явно признаки своего гнева. Но тем не менее это не значит, что их нельзя будет заметить и постараться направить диалог в иное русло, чтобы избежать конфликта.
Лицо является универсальной сигнальной системой для всех, без исключения. Оно показывает изменения независимо от того, кто вы и какой вы человек. В отличие от жестов, лицо является гораздо более достоверным источником информации о чувствах.
Но даже опытный “чтец по лицам” не может знать, с чем связаны те или иные эмоции, которые он видит. Он не знает, о чем вы в этот момент думаете: о вашей бабушке, курсе доллара или новом сезоне Игры Престолов.
Мысли - беззвучны, эмоции - полны сигналов.
Ваша задача - не только увидеть эмоцию, но и постараться понять, с чем она может быть связана.
Это может дать не только ценную информацию о том, как лучше выстроить бизнес-диалог, но и помочь в любой межличностной коммуникации - на работе или дома.