Зачем понимать других?

Зачем нам нужно понимать эмоции других людей? Даже не так. Зачем нам вообще в нашей жизни другие люди? Ответ простой: для удовлетворения наших же собственных потребностей.

Семья нужна для безопасности, эмоций любви и принятия, продолжения рода. Друзья удовлетворяют потребность в общении, в новом, в юморе.

Коллеги или партнеры по бизнесу делают то, что мы не можем сделать. Или они делают это лучше, эффективнее, повышая нашу продуктивность.

Это что касается постоянных контактов и связей. Но ещё есть, например, продавец на рынке. С его помощью вы закрываете свою потребность в пище, а он – свою, получая от вас деньги. Таксист, парикмахер, автослесарь, учитель вашего ребёнка в школе и т.д. 

Для кого-то, может быть, и вы являетесь продавцом: вам платят деньги, получают от вас услуги. А вы закрываете свою базовую потребность обеспечения себя и своей семьи, расходуете деньги на проживание и продукты питания. Или на потребности более высокого порядка: книги, музыку, произведения искусства, образование и т.д.

Image

1. Эмоциональный интеллект и коммуникация

Люди вступают в социальные контакты лишь с одной целью: закрыть свои потребности. Это может быть даже простая потребность в общении и расширении круга знакомств. Недаром нас называют социальными животными. И недаром, например, размещение в одиночной камере тюрьмы является строгим наказанием. 

Нам нужны люди, чтобы закрывать свои потребности. Способ, которым мы это делаем – налаживание социальных контактов и связей. Инструмент, с помощью которого мы налаживаем контакты – коммуникация. 

Что такое коммуникация?

Это обмен информацией, которая всегда(!) сопровождается эмоциями. В любой коммуникации присутствуют эмоции. Даже бухгалтерская отчётность – казалось бы, жёсткий способ коммуникации и передачи информации. Откуда в ней эмоции? Вы удивитесь, но и в сухих отчетах они есть.

Я знаю одну компанию, которая специализируется на анализе финансовой отчетности, расшифровывая эмоции менеджеров на основании слов, которые те использовали для составления примечаний к цифрам годового отчета. Используя эти данные, специалисты успешно прогнозируют рост или падение финансовых показателей компании в следующем году. 

Что важнее в коммуникации?

В повседневном общение между людьми эмоций еще больше, и часто они имеют даже более важное значение, чем факты. Но не всегда эти эмоции просто уловить. Если человек открыт и искренен с вами, не имеет намерения что-то от вас скрывать, вы легко сможете услышать эмоцию в его словах и увидеть на лице. Если захотите, конечно, и сами будете в подходящем состоянии восприимчивости.

Но проблема в том, что открытые эмоции в диалоге присутствуют далеко не всегда. Ведь нас всю жизнь учат не показывать свои эмоции: скрывать их и не проявлять слабость, открывая эмоции другим. В нашем обществе человек не считается взрослым, пока не умеет вести себя на людях, как говорят. Не паспорт или достаток делают человека взрослым, а навык сдерживать свои эмоции.

При это цена зашифрованных эмоций может быть очень велика – особенно если речь идет не о простой беседе двух друзей, а нам необходимо принять важные решения, основываясь на том, что мы видим и слышим. 

Как нам понять, что на самом деле думает закупщик о нашем коммерческом предложении? Как руководителю оценить климат в рабочем коллективе? Как в семье не упустить момент, когда невысказанные и накопленные обиды приводят к разрыву долгих отношений? Как нам понять, что мы невольно задели кого-то своим неаккуратным высказыванием? 

Понимание эмоций  – это ключ к цельному пониманию другого человека. Чаще всего вам нужно не только понять человека, но и повлиять на ситуацию, в которой  вы оба задействованы. То есть от понимания эмоций другого человека зависит важный для вас результат, закрывающий ваши потребности.

2. Айсберг понимания: как понять эмоции других

Представьте себе айсберг. Большая его часть находится под водой, вы ее не видите. Также и общение с другим человеком. Слова, которые он произносит – лишь верхушка «айсберга». В ней содержится информация, которая вам доступна, вы её слышите. Вроде уже неплохо. Но даже на этом уровне могут возникать проблемы. 

Image

Представьте себе, что начальник говорит своему подчиненному абсолютно спокойным, не агрессивным тоном: «Ты все время опаздываешь». Есть ли эмоция в этих словах?

Я часто привожу этот пример, когда веду очные тренинги и участники отвечают: «Раз сказано спокойно –  эмоции нет». Но это не так! 

О наличии эмоций говорит словечко «все время». Не может быть такого, чтобы человек ВСЕ ВРЕМЯ опаздывал. Хоть раз за 3 года работы он, наверняка, пришел вовремя. Еще вероятнее, он опоздал несколько раз – и это вызвало раздражение начальника. Начальник не позволил себе наорать на подчиненного, но его эмоция чувствуется даже в нейтрально сказанной фразе. 

Уровень слов

Другая проблема со словами, верхушкой айсберга, состоит в том, как мы кодируем информацию и какой смысл присваиваем произносимым словам. Например, когда говорят «яблоко», один человек имеет в виду красное и сладкое, а другой – зеленое и кислое. 

А если я произнесу такое словосочетание, как, например, «эффективный менеджер». Это какой? Он все задачи  выполняет в срок? А как с коллективом? Эффективен ли он в создании позитивного климата, или все задачи выполняются, но из-под палки и под полицейским надзором? Или «классный отпуск». Это как? «All inclusive» в Турции или пеший поход с рюкзаком по Алтаю? 

Уже на уровне слов – самого верхнего и понятного элемента коммуникации – возникают определенные проблемы. А эмоции? А другая невербальная информация? 

Уровень эмоций

Она отчасти находится над уровнем воды в айсберге, а частично уже скрыта под водой. Мы ее не видим полностью, потому что люди привыкли скрывать свои эмоции. Да и мы сами не всегда достаточно чутки, чтобы распознать их. 

Мы не натренированы хорошо замечать эмоции других людей потому, что живём в мире слов. Мы читаем книги, письма, обмениваемся огромным количеством электронной вербальной информации. Это не сильно стимулирует к тому, чтобы «замечать» эмоции и невербальные сигналы, придавать им значение. В одном исследовании Пол Экман показал: когда произносимые слова противоречат эмоциям, мы склонны не замечать эмоции и выбирать ту информацию, которая содержится именно в словах. 

Но подумайте, какой информации нам в действительности стоит больше доверять – той, что содержится в фактической речи, или той, что содержится в эмоциональных проявлениях? 

Уровень мотивов и убеждений

И самое интересное скрывается глубоко под водой – то, чего мы не видим и не слышим. Это намерения человека, с которым мы общаемся, его мотивы, его убеждения, его ценности, его потребности, мыслительные привычки. Весь его жизненный опыт, который все это сформировал. 

Скрытая часть айсберга другого человека всегда будет отличаться от вашей скрытой части. Это опыт, о котором вы не знаете почти ничего. А мы почему-то по умолчанию предполагаем, что этот опыт такой же или похожий на наш. Судим по себе и допускаем главную ошибку: ожидаем от других людей какого-то определенного поведения, которое будет нам понятно . 

Для того, чтобы делать это более эффективно необходимы два навыка – навык внимательно слушать и слышать других людей и навык не давать при этом никаких оценок тому, что вы слышите. Внимательно слушая, мы лучше понимаем эмоции других, а за ними – и потребности, мотивы, убеждения, ценности.

0
дней
0
минут в день
0
% рост EQ

Хотите прокачать навыки понимания эмоций других за 30 дней?

Все самые актуальные техники собраны в Telegram-Марафоне EQ. Получите доступ к первым урокам марафона за 1р. прямо сейчас. 
Image
Последние статьи
Вебинар: Практика эмоционального интеллекта 26 марта, 19.00
14.03.2024
Подробнее
Вебинар: Практическая харатерология и профайлинг
14.03.2024
Подробнее
Мастер-класс «Психология лжи»
14.03.2024
Подробнее
Выиграйте Подарок от Школы Эмоционального Интеллекта!
11.02.2024
Подробнее

EQ-коучинг
Олега Калиничева

формирование эмоционального интеллекта с ощутимым результатом уже через 1 месяц

Перейти на страницу курса